Страшные сказки

В фольклоре каждого из народов есть свои легенды, мифы, сказания и другие различные формы устного творчества, которые рассказывают о дивных существах, живущих в лесах. У одних народов эти создания злые и ими пугают детей, у других – добрые. Впрочем, зло всегда где-то рядом с добром. Особенно в современных произведениях по мотивам народных сказаний, которые последнее время так популярны в кинематографе.

В принципе, задействование народных мотивов в триллерах вполне оправдано, ведь это использование страха, который уже живет внутри зрителя. Поэтому тут сценаристы всегда в выигрыше, ведь не нужно придумывать новых монстров, можно доработать веками проверенных старых.

Хорошо эта идея реализована в фильме «Тэйл» (Хвост) (http://www.ivi.ru/watch/101594). Где персонажи норвежских легенд выходят в наш мир, чтобы убивать. В этом фильме присутствует множество мифических персонажей, но основное внимание сконцентрировано на Хулдре – красивой девушке с коровьим хвостом. Она как прекрасные сирены заводит своим голосом в чащу одиноких мужчин, чтобы лишить их жизни. Но в этот раз они сами ее нашли. Для них она прекрасная Тале. В прочем, восхищаться они ею будут не долго, очень скоро она проявит себя в своей привычной ипостаси и расставит все на свои места.

Тот, кто уже смотрел «Хвост» онлайн, наверняка обращал внимание и на схожесть этой картины с ранее снятым фильмом «Химера» Винченцо Натали. Там практически аналогичная девушка-монстр, с таким же очаровательным хвостиком, только вот выведенная искусственным путем. Ну и, в целом, фильм значительно откровенней. Этим объясняется тот факт, что «Хвост» смотреть онлайн можно с 16 лет, а «Химеру» - с 18.

К другому типу историй обратились создатели фильма «Тёмный мир» (http://www.ivi.ru/watch/35794). Эта повесть о фантастических существах из потустороннего мира, то есть нематериальных, духах. Есть такая традиция на филологических факультетах ВУЗов выезжать на практику в деревни, собирать фольклорный материал. Этой группе достались для исследования северные регионы, где они надеялись раздобыть довольно редкие образчики народного устного творчества. Но где вы видели студентов, у которых все ладится? В первую очередь, ребята поругались между собой, и Марина, одна из студенток, убежала в лес, дабы «остыть». За ней следом отправился молодой человек, который вскоре нагнал ее, чтобы предпринять попытку по ее успокоению. Уже помирившись, они набредают на заросшее кладбище с покосившейся от старости избушкой смотрителя. В виду преобладания любопытства над разумом, пара заходит в хижину и, решив осмотреть ее, обнаруживает в доме мумию с огромным щитом. И черт бы ее побрал, но девушка дотрагивается до щита, выпуская наружу нечто похлеще того, что водилось в сундуке Пандоры. Весьма сомнительно, что студентам удастся покинуть лес живыми, если они не сумеют совладать с демонами.

Согласитесь, и здесь прослеживается мифический мотив, как и в фильме "Тэйл". В общем, да, только это уже не норвежский, как в «Тэйле», а русский народный фольклор. Тут и Баба Яга была и избушка на курьих ножках. Проще говоря, каждый народ на что богат, то и модернизирует для киноизысканий. И пока неизвестно, о чем это нам должно говорить; о том, что сценаристы исписались или о том, что проявляется тенденция возвращения к своим этническим корням. В любом случае, такие фильмы привлекательны своей загадочностью и ярко выраженным народно-фантастическим характером.