Могучая кучка | Социальная сеть работников образования

Значительный расцвет русской культуры происходит во второй половине 19 века. В этот период активно развивается и литература, и живопись, и музыка. Особое место в русской музыкальной культуре занимала деятельность композиторов «Могучей кучки» («Балакиревский кружок»). Главное в их деятельности – распространение русской музыки. При их содействии была открыта первая Бесплатная музыкальная школа. История создания Балакиревского кружка такова: в 1855 году в Петербург из Казани приехал М.А.Балакирев. Восемнадцатилетний юноша был чрезвычайно одарён в музыкальном отношении. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. Особенно большое значение для Балакирева приобретает его знакомство с В.В.Стасовым. Владимир Васильевич Стасов – интереснейшая фигура в истории русского искусства. Критик, ученый искусствовед, историк и археолог, Стасов, выступая как музыкальный критик, был близким другом всех русских композиторов. Он был связан самой тесной дружбой буквально со всеми крупными русскими художниками, выступал в печати с пропагандой их лучших картин и тоже был их лучшим советчиком и помощником. Сын выдающегося архитектора В.П.Стасова Владимир Васильевич родился в Петербурге, образование получил в училище правоведения. Служба Стасова на протяжении всей его жизни была связана с таким замечательным учреждением как публичная библиотека. Ему довелось лично знать Герцена, Чернышевского, Льва Толстого, Репина, Антокольского, Верещагина, Глинку. Стасов слышал отзыв Глинки о Балакиреве: “В…Балакиреве нашел я взгляды, столь близко подходившие к моим”. И, хотя Стасов был старше молодого музыканта почти на двенадцать лет, крепко подружился с ним на всю жизнь. Композиторы «Могучей кучки»: Милий Алексеевич Балакирев (глава и руководитель) Модест Петрович Мусоргский Александр Порфирьевич Бородин Николай Андреевич Римский-Корсаков Цезарь Антонович Кюи На Бесплатную школу в кружке возлагали большие надежды. По мысли Стасова и Балакирева, в ее задачу, помимо первоначального музыкального образования и просвещения народа, входило также всемерное содействие развитию отечественной музыкальной культуры. И свою дирижерскую деятельность в Бесплатной школе Балакирев решительно начинает с произведений русской музыки. В первых же симфонических концертах школы звучат увертюра к опере «Иван Сусанин», «Арагонская хота» Глинки, музыка Даргомыжского, увертюра к опере «Кавказский пленник» и сочинения Балакирева. Постепенно программы расширяются и усложняются. Балакирев стремится представить слушателю наиболее полно лучшие достижения русской и малоизвестной в России современной европейской музыки. В концертах школы появляются сочинения Шумана, Шуберта, Берлиоза, Листа и наиболее значительные произведения классики, например некоторые хоры Глюка, Генделя, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена. Исполнялись и оперные сцены, особенно те, что не полностью шли в театрах или не ставились там вовсе. Концерты Бесплатной школы становятся трибуной для широкой музыкальной пропаганды сочинений Новой русской школы. Чтобы слушателям легче было разобраться в новом или малоизвестном сочинении, нередко Стасов, по просьбе Балакирева, писал небольшие пояснения к программам. Да и все балакиревцы помогали школе как могли: кто разучивал партии с певцами, а кто делал оркестровку, хлопотал о переводах текстов, доставал нужные ноты или инструменты, необходимые к концерту. Кружок жил делами школы и поддерживал ее во всем. Настойчивое исполнение Балакиревым сочинений русских и современных европейских композиторов достигало в конечном результате своей цели: произведения, которые вначале отпугивали новизной и непривычностью, постепенно завоевывали признание публики, доставляя Новой русской музыкальной школе все больше сторонников. Особенно ценной стороной концертов школы было частое исполнение произведений русской музыки; это помогало создавать традиции, формирующие национальный исполнительский стиль. И, конечно, концерты Бесплатной школы весьма способствовали образованию и самих балакиревцев, и русской публики. Основополагающими принципами для композиторов-“кучкистов” были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами. Мусоргский, наиболее радикальный из членов “Могучей кучки” по своим художественным убеждениям, с огромной силой воплотил в музыке образы народа, многие его произведения отличаются открыто выраженной социально-критической направленностью. Вместе с тем у них проявлялась тенденция к известной романтизации национального прошлого. В древних, исконных началах народной жизни и мировоззрения они стремились найти опору для утверждения позитивного нравственного и эстетического идеала. В 70-х годах 19 века «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать, но её идеи и творческие принципы оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие русской музыки и формирование различных национальных школ.

Read more

Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит