Рабочая программа по биологии (8 класс) по теме: Рабочая программа по биологии за 8 класс

Рабочая программа по биологии (8 класс) по теме: Рабочая программа по биологии за 8 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, AT. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,-с.172.11, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. -96с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит определить уровень сформированности умений узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

ВВЕДЕНИЕ

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

ОБЩИЙ  ОБЗОР  ОРГАНИЗМА  

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА. ТКАНИ

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ.         Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ     СИСТЕМА

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

ОБМЕН   ВЕЩЕСТВ   И   ЭНЕРГИИ

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,

углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

АНАЛИЗАТОРЫ

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ (ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих  законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.  Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:

1. Природа (5 класс);  

2. Бактерии. Грибы. Растения (6 класс);  

3. Животные  (7 класс);

4. Человек и его здоровье (8 класс);

5. Введение в общую биологию и экологию (9 класс).

Преемственные связи между разделами  обеспечивают целостность  школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом  мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями. Изучение биологического материала позволяет решить  задачи  экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащие должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.  

Основными задачами данного раздела являются следующие:

Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития

Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека

Раскрыть роль человека в природе

Продолжить формировать представление о единстве живой природы

                                                                                                                                                       

4. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:    

место и роль  человека в системе органического мира;

сходства и отличия человека от животных;                                                                                                                                  

уровни организации организма человека;                                                                                                  

процессы жизнедеятельности организма человека;                                                                                                                                                            

взаимосвязь строения и функций органов человека;                                                                                                                                                

особенности второй сигнальной системы;                                    

особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;                                                                                                                                                

предотвращение болезней ЗОЖ;                                                                                                                            

основные меры профилактики здоровья человека.

5. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:  

находить органы человека;                                                                                                                      –

распознавать системы органов на таблицах, рисунках;                                                                                                –

проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);                        

определять нормы  рационального питания;

анализировать и оценивать  влияния факторов окружающей среды, как  факторов риска на здоровье.

составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам,  

находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.           

                                                                                                                                                               

6. УМК:

        Преподавание биологии в 8-х классах в МБОУ «СОШ №1» ведется в соответствии с БУП – 2004г.  Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин, Р.Д.Маш) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 336с;

Методическое обеспечение для учителя и учащихся:

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.

Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.

Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с: ил.;

Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96с: ил.;

Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240с: ил.;

Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006 -144с;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

7. MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

 «Анатомия в картинках», 2005;  

«Анатомия в игровой форме», 2005г.,  

«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,

«Уроки биологии в 8 классе».

«Анатомический атлас», 2005

«Биологический энциклопедический словарь»

8. ВСЕГО ЧАСОВ:

по программе –72 часов

по КТП –72 часов

9. ОБОСНОВАНИЕ:

        Обучение в 8 классе осуществляется по БУП – 2004г.  В содержание типовой программы, в связи с территориальным  местом проживания внесены следующие изменения:

изменено количество часов на изучение темы «Нервная система» (6 уроков  вместо предусмотренных 4)

изменено количество часов на изучение темы «Опорно-двигательная система» (6 уроков вместо предусмотренных 5).

        Эти часы добавлены из числа «резервных часов».

10. ПРИЛОЖЕНИЕ:

1 Приложение  «Виды учебной деятельности»

2 Приложение  «Виды учебной деятельности» (сводная по четвертям)

3 Приложение  «Лабораторные работы»

4 Приложение  «КТП»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                   

                            Виды учебной работы

                                                                                                                                             

Наименование разделови темВсего часовЛекцииЛабораторные работыСеминарыДиктантыТестыКонтрольные работыТворческие работы, рефератыСамостоятельная работа «Введение.  Происхождение человека»21«Общее знакомство с организмом человека»51111«Нервная система»61111«Опорно-двигательная система»814111«Кровь и кровообращение»8141111«Дыхание»51111«Пищеварение»611111«Обмен веществ и энергии»411111«Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»511111 «Железы внутренней секреции»31«Анализаторы. Высшая нервная деятельность»721111«Размножение и развитие»51111«Обобщение всего курса»811Итого:72615398745                                                                                                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ №2Виды учебной работы (сводная по четвертям)Виды учебной работыВсего часовпо учебным четвертям1234Лекции62121Лабораторные работы156522Семинары33Диктанты92322Тесты83321Контрольные работы73211Самостоятельная работа5122Творческие работы, рефераты4121Консультациииндивидуальные, по мере необходимости* В связи с корректировкой КТП в течение учебного года,  возможны изменения в данной таблице.                                                                                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ №3Раздел дисциплиныТемы лекций, семинаров, лабораторных работПлан (определяются основные вопросы, подлежащие рассмотрению и контролю)1.«Общее знакомство с организмом человека»Лабораторная работа №1«Изучение микроскопического строения тканей организма человека» М/п тканей Сравнение видов тканей человека2.«Нервная система»Лабораторная работа №2«Функции мозжечка»Лабораторная работа №3«Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга»1. Пальценосовая проба и особенности движения связанные с функцией мозжечка3.«Опорно-двигательная система»Лабораторная работа №4«Микроскопическое строение кости»1. М/п  кости2. Канальцы, костные клеткиЛабораторная работа №5«Мышцы человеческого тела (изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека)»1. Мышцы человеческого тела (головы, грудины, ключицы, туловища, руки, ноги)Лабораторная работа №6«Влияние нагрузки и ритма на работу мышц»1. Проведение эксперимента по выполнению статической работы2. Обработка полученных данныхЛабораторная работа №7«Осанка и плоскостопие»1. Выполнение задания по выявлению нарушений осанки (в школе)2. Выполнение заданий по выявлению плоскостопия (дома)4.«Кровь и кровообращение»Лабораторная работа №8«Строение крови под микроскопом»1. Рассмотрение м/п крови человека2.  Рассмотрение м/п крови лягушкиЛабораторная     работа №9«Движение крови по сосудам»1. Функция венозных клапанов2. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение (по рисунку)Лабораторная работа №10«Пульс, природа его появления. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». 1. Опыт: пульс связан с колебаниями стенок артерий2. Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа  Лабораторная работа №11«Функциональная  проба»1. Измерение пульса в состоянии покоя.2.  Измерение пульса в состоянии после физической нагрузки (сразу и после некоторого времени)5.«Дыхание»Лабораторная работа №12«Измерение обхвата грудной клетки в состояние вдоха и выдоха»1. Измерение грудной клетки  при вдохе2.  Измерение грудной клетки  при выдохе3. Обработка результатов с нормой (по таблице)6.«Пищеварение»Лабораторная работа №13«Действие слюны на крахмал»1. Приготовление раствора – реактива на крахмал2. Выполнение практической части лабораторной работы7.«Обмен веществ и энергии»Лабораторная работа №14«Составление рациона питания»1. Рассчитать согласно норм количество ккал по времени приема пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)2.  Рассчитать согласно норм количество белков, жиров и углеводов  по времени приема пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)3. Составить примерное меню на 1 день8.«Анализаторы. Высшая нервная деятельность»Лабораторная работа №15«Выработка навыков зеркального письма»1. Написать любое слово общепринятым способом на время2. Написать любое слово в зеркальном отношении на время (повторить несколько раз)Лабораторная работа №16 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов», «Изучение изменения размеров зрачка»1. Определение устойчивости непроизвольного внимания2. Удержание образа произвольным вниманием3. Определение устойчивости внимания при активной работе с объектом№ п/п Разделы, темы, уроки. Оборудование и материалыМежпредметные связи  Задание на        дом  1. Введение.(2ч.)1Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных.  Химия § 1.2Становление наук о человеке.Портреты учёных; пособия предшествующего урока для повторения изученного. История§ 2 и повторить § 1.2. Происхождение человека. (3 ч.)3Систематическое положение человека.Таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, палеонтологических находок древних людей. История § 3.4Историческое прошлое людей.Рисунки и бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков.История, палеонтология§ 4.5Расы человека.Бюсты людей европеоидной, монголоидной и негроидной рас.История§ 5, основные положения главы 2.3. Строение организма. (4 ч. )6    Общий обзор организма человека.Торс человека , таблицы с изображением внутренних органов человека и  млекопитающего жив. § 67Клеточное  строение организма.Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. Для демонстрации опыта: химический стакан, 3%  пероксид водорода, клубень картофеля, нож и тёрка + оборудование к уроку 6.Химия § 7, заполнить таблицу на стр. 33.8Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа «Ткани организма человека».Таблица « Ткани», «Внутренние органы человека». Для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, микропрепараты растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.§ 8  до статьи «Нервная ткань».9Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.Микроскопы, набор микропрепаратов тканей, таблицы «Основные группы тканей», «Рефлекторная дуга».Физика§ 8 и 9 «Нервная ткань», проработать статью « Основные положения главы 3»4. Опорно-двигательная система. (7 ч.)10Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей.  Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».Модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости; два штатива с двумя кольцами; для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, препараты костной ткани.Физика§ 10. Ответить на вопросы в конце параграфа.11Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.Модели скелета человека и млекопитающих животных, череп человека со съемной крышкой черепа, черепа обезьян и древних людей, таблицы скелета человека и млекопитающих животных.§ 11 и 12 до статьи «Неподвижные соединения костей».12Соединение костейМодели скелета человека, черепа человека, костей, черепа обезьяны и черепов древних людей; таблица «Соединение костей».§ 12 до конца. Повторить особенности строения мышечных тканей по § 8.13 Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работаМодель скелета человека, таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей.Для демонстрации: 4 микроскопа и 4 микропрепарата (поперечнополосатой, гладкой мышечных тканей, костной и хрящевой тканей).§ 13. Ответить на вопросы после параграфа. Выполнить задания на с. 65. Повторить § 8, статью «нервная ткань», и § 9 «Нервная регуляция».14Работа скелетных мышц и их регуляция.Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»; гантели.§ 14 . Повторить § 11 и 12. Выполнить раздел II лабораторной работы на с. 75 «Выявление плоскостопия». Принести отпечатки следов своей ступни.15Осанка. Предупреждение плоскостопия.Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки».Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия.§ 15. Повторить § 11 и 12, а также материал о строении костей по § 10 (с. 47, 48).16Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.Модель скелета человека; таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки.§ 16. Самостоятельно проработать «Основные положения главы 4» на с. 79 – 80. Ответить на вопросы.5.Внутренняя среда организма. (3 ч.)17Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Таблицы «Схема  кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система», а также оборудование к уроку 16.Химия§ 17. Выполнить задания на с. 89.18Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний.Лабораторное (демонстрационное) оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и крови лягушки.§ 18. Ответить на вопросы на с. 93. Подготовить доклады по истории возникновения вакцины.19 Иммунология на службе здоровья.Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний§ 19. Проработать статью «основные положения главы 5». Заполнить схемы и таблицу.6. Кровеносная и лимфатическая системы. (5 ч.)20Транспортные системы организма.Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения. Для проведения опыта – резиновая трубка.Физика§ 20. Выполнить задания на с. 105. 21Круги кровообращенияЛабораторные работы: «Функция венозных  клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». Схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого уч-ся (или нитки) Химия § 21. Ответить на вопросы в конце параграфа.22Строение и работа сердца.Разборная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности.Физика§ 22. Срисовать рис. 53, Д в тетрадь.23Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности.Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы – линейка каждому учащемуся.Физика§ 2324Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.Лабораторная работа : «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой.§24. Ответить на вопросы на с. 125. Повторить § 14 «Работа  скелетных мышц и их регуляция». Повторить § 16 «Первая помощь при ушибах и травмах».25Первая помощь при кровотечениях.Таблицы к уроку 24; таблицы изображающие приёмы первой помощи при  кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы.§ 25, «Основные положения главы 6 на стр. 129 и 130.         7.Дыхание.(4 ч.)26Значение дыхания.Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения.§ 26, выполнить задание на стр. 139 – 140.27Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Таблицы с изображением органов дыхания и кровообращения.Химия.§ 27, ответить на вопросы в конце параграфа.28Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа «Определение запылённости атмосферы в зимнее время».Тонкостенный стакан, банка с растопленным снегом, газетный текст; таблицы, изображающие органы дыхания и кровообращения; модель торса человека.Физика.§ 28, ответить на вопросы в конце параграфа под символом «!». Приготовить марлевый респиратор. 29Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их  профилактика и приёмы реанимации. Таблицы с изображением органов дыхательной системы, кровообращения, приготовленные марлевые респираторы. § 29, измерить окружность грудной клетки в состоянии вдоха, выдоха и в покое.8. Пищеварение.(6 ч.)30Питание и пищеварение.Модель торса человека, таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем. § 30.31  Пищеварение в ротовой полости.Модель черепа человека, таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов.§ 31, Выполнить задания на стр. 165 учебника, начиная от заданий под символом «!» и до конца. 32Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов; модель черепа человека. Для лабораторной работы на каждый стол: чашки Петри с йодной водой, спички, два куска накрахмаленной марли 10 X 10 см, вата.          § 32. Ответить на вопросы на 169 и на вопросы лабораторной работы на с. 17033Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени.§ 33. Выписать названия структур, выделенных на с. 174, и найти их на рис. 76 – 79.34Регуляция пищеварения.Таблицы, изображающие органы пищеварительной системы, воротной системы печени, участка тонкой кишки с ворсинками, камеру для работы с условными рефлексами, фистулу слюной железы и желудка, мнимое кормление.§ 34. Ответить на вопросы с. 177.35Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.Таблицы с изображением схемы пищеварения, фистулы слюной железы, желудка и мнимого кормления, возбудители холеры и дизентерии.§ 35. Разобрать основные положения к главе 8 на с. 181 учебника.9. Обмен веществ и энергии. (3 ч.)36Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.Таблицы, изображающие схему воротной вены печени, ворсинки, органов пищеварения, дыхания, кровеносную систему, возбудителей холеры и дизентерии, циклы развития бычьего цепня и аскариды.§ 36. Повторить статью «Питательные вещества» из § 30.37Витамины.Таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах».§ 37. Повторить § 27, 36, статью «Пластический и энергетический обмен» на с. 184, § 28, статью «Гуморальная регуляция дыхания» на с. 143, 144.38Энергозатраты человека и пищевой рацион.Лабораторная работа «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».Таблицы, изображающие схемы пищеварения, дыхания, регуляции дыхания; таблица, отражающая содержание витаминов в пищевых продуктах.Для лабораторной работы: калькулятор на каждый стол и секундомер (часы с секундной стрелкой).§ 38. Разработать «Основные положения главы 9».10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (4 ч.)39Кожа – наружный покровный орган.Таблица «Строение кожи»; лупы на каждый стол.§ 39. Ответить на вопросы перед параграфом на с. 200 и на вопросы 204 под символом «?»  Повторить § 37 «Витамины» и статью об аллергии из § 19 на с. 97.40Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».Таблицы, изображающие строение кожи и ее придатки, чесоточного зудня, поражение кожи стригущим лишаем, меры доврачебной помощи при ожогах и обморожениях.Для самостоятельной работы: бумажные салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри с водой.§ 40. Ответить на вопросы в начале параграфа и в конце его. Повторить  по § 29 статьи «Приемы искусственного дыхания» и «Непрямой массаж сердца».41Терморегуляция организма. Закаливание.Таблицы, показывающие строение кожи.§ 41, ответить на вопросы под символом «?».42Выделение.Таблицы «Кожа», «Органы выделения». § 42, повторить главу 10.11. Нервная система. (5 ч).43Значение нервной системы.Таблицы с изображением нервной системы, кожи, почки с нефроном.§ 43, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 220 и после него на стр. 221 и 222.44Строение нервной системы. Спинной мозг. Модель скелета человека, таблицы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», «Коленный рефлекс».§ 44, ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 227.45Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов.§ 45, ответить на вопросы перед параграфом, найти структуры, указанные в словаре на стр. 230, на рис. 93 и 97. 46  Функции переднего мозга.Разборная модель головного мозга, таблица, изображающая схему строения головного мозга.§ 46, повторить параграф 44 и разобрать рис. 91, А и Б.47Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.Модель мозга; таблицы с изображением автономной нервной системы, спинного и головного мозга.§ 47, разобрать статью «Основные положения главы 11»12. Анализаторы. Органы чувств. (5 ч).48Анализаторы.Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий.Физика.§ 48, ответить на вопросы перед параграфом, повторить параграф 44.49Зрительный анализатор. Лабораторные работы «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,                «Поиск слепого пятна»,                              «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения »,         «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов»,                                   «Изменение величины зрачков при разном освещении».Модель черепа, модель глаза, таблица «Строение глаза. Зрительный анализатор», «Чувствительные и моторные зоны коры, доли больших полушарий головного мозга», для лабораторной работы: на каждый стол полиэтиленовая плёнка размером 10 : 10 см. , в центре которой по кругу размещаются написанные фломастером буквы, карандаши с красным корпусом; трубки, свёрнутые из тетрадного листа.            § 49, ответить на вопросы на стр. 248 под символом «?». 50Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.Таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор, кору больших полушарий головного мозга.Физика.§ 50.51 Слуховой анализатор.Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы, модель черепа человека со снимаемой крышкой, механические часы.Физика.§ 51.52Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Таблица «Слуховой анализатор», «Анализаторы обоняния и вкуса»Химия.§ 52, разобрать статью «Основные положения главы 12».13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.(5 ч).53Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельностиМодель головного мозга, таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, дуги условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом, строение кожи, носовой полости, органов обоняния, органов вкуса.История.§ 53, разобрать рис. 113.54 Врождённые и приобретённые программы поведения.Таблицы со схемами слюноотделительных рефлексов.§ 54, повторить опыты, поведённые в классе.55 Сон и сновидения.Таблицы с изображением головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, энцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна. § 55.56Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.Модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы с изображениями головного мозга, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека.Физика.§ 56, ответить на вопросы в начале параграфа на стр. 281.57Воля, эмоции, внимание.Таблицы с изображением головного мозга, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой. § 57, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 288, выполнить задания на стр. 292., 293 под символами «?» и «!», разобрать « Основные положения главы 13».14. Эндокринная система. (2 ч.)58Роль эндокринной регуляции.Модель головного мозга, таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека.§ 58, отвектить на вопросы перед параграфом, выполнить задание № 2 на стр. 301 под символом «!». 59Функция желёз внутренней секреции.Таблицы с изображением головного мозга, желёз внутренней и смешанной секреции, микро- и макростроения щитовидной железы; изображения людей с гипо- и гиперфункцией  гипофиза, щитовидной железы.§ 59, разобрать  « Основные положения главы 14».15. Индивидуальное развитие организма. (4 ч.)60Жизненные циклы. Размножение.Таблицы со схемами органов эндокринной системы, мужской и женской половых систем, схемой оплодотворения и развития зародыша.§ 60.61Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.Таблицы, изображающие мужскую и женскую половые системы, развитие зародыша и плода, стадии развития зародышей рыбы, земноводных, рептилий, млекопитающих животных и человека. § 61.62Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.Таблицы, иллюстрирующие развития зародыша и плода, стадии развития позвоночных животных и человека.§ 62, ответить на вопросы в начале параграфа.63Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. То же, что и на прошлом уроке.§ 63 и 64, повторить «Основные положения» 3 и 4 глав.64Повторение темы «Строение организма».Таблицы этой темы.Повторить § 10-16.65Повторение темы «Внутренняя среда организма».Таблицы темы.Повторить § 17-19.66-67Повторение темы «Нервная система».Таблицы темы.Повторить § 43-47.68-70Повторение темы «Пищеварение».Таблицы темы.Повторить § 30-35.71-72Обобщение.Таблицы, иллюстрирующие все системы органов, скелет, модели головного мозга, глаза, уха.

Read more

Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит