«Революционность» онлайн-исследований имеет свои границы

«Революционность» онлайн-исследований имеет свои границы Интернет-проекты пока еще не могут заменить профессиональные научные коллективы и лаборатории.

В настоящее время стремительно набирают популярность исследования, проводимые с помощью онлайн-сообществ, например, 23andMe, PatientsLikeMe и Personal Genome Project. Участников просят ответить на разнообразные вопросы, касающиеся их образа жизни, заболеваний и их проявлений, способов лечения, медикаментов, и даже, прислать образцы биологических жидкостей (кровь, слюна) для анализа ДНК.

По мнению Сесиль Янссен (Cecile Janssens, PhD), профессора эпидемиологии из университета Эмори, и Питера Крафта (Peter Kraft, PhD) из Гарвардской школы общественного здоровья, опубликовавших статью в PLoS Medicine, такие «прямо к потребителю» научные изыскания имеют методологические ограничения, характерные для эпидемиологических исследований.

Высока вероятность ошибок нескольких категорий. Выборка, сделанная on-line исследователями, может оказаться не репрезентативной и не отражать закономерности изучаемой популяции. Информационные погрешности могут быть связаны с тем, что участники ошибаются в исходах заболевания или неправильно трактуют свои ощущения, поскольку имеют возможность ознакомиться с симптомами, описанными другими участниками, до заполнения своей анкеты.

При статистическом анализе может быть найдена корелляция и несуществующая взаимосвязь между 2 показателями, если они имеют зависимость от 3 величины, которая не была учтена в работе. Авторы публикаций описывают ограничения использованных методов в научных изданиях, но не делают этого в интернете. Выводы таких исследований могут включать явные преувеличения, которые однозначно навредят науке в долгосрочной перспективе. Это означает, что полученные в них результаты необходимо интерпретировать с большой осторожностью, поскольку их часто надо верифицировать в повторных исследованиях.

Эпидемиологи настаивают, что подобные научные работы должны преподноситься так, чтобы быть понятными, полными, точными и не вводить читателей в заблуждение. Перед тем, как получать согласие на участие в исследованиях, авторы должны ясно довести информацию о возможности предоставления персональных данных другим сторонам, а также их продажи фармацевтическим и страховым компаниям.

Источник: Univadis.ru

Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит